На эту страничку мы приглашаем психологов, заинтересованных в развитии Соционики, как части психологической науки. Здесь будут рассматриваться преимущественно теоретические вопросы. Для специалистов, которые разрабатывают теорию Соционики и психологии.

Почему наш подход называется Академическая Соционика (АС).

Что такое Соционика? У неё непростая история. Соционика зародилась на основе типологии Карла Густава Юнга. И корни её  - непосредственно в глубинной аналитической психологии. Она ставит перед собой вопросы сугубо психологические: описание личности человека, предсказание поведения, выбор сферы реализации, выстраивание взаимодействия. Поэтому мы склонны рассматривать её всё же, как часть психологии, а не как отдельную науку. Соционика создавалась, как попытка заполнить вакуум практической психологии, существовавший в СССР, когда официальная психология была придатком идеологической системы. Однако, она разрабатывалась не психологами: специалистами в области экономики, кибернетики, физики, математики, биологии, философии и так далее. Они пытались понять себя, окружающих, адаптировать сложные психологические конструкции и теории, перевести их на свой, понятный язык. Как это у нас часто бывало, именно «физики» сказали свое слово, создавая «лирику».

Таким образом, современная Соционика имеет несколько характерных особенностей.

Во-первых, - в основе Соционики очень мощный теоретический базис. Ведь типология Карла Юнга  - результат анализа чуть ли не всех существующих в мире типологий личности. Жаль, что эта серьезная теоретическая основа Соционики  до сих пор недооценивается профессиональными психологами.

Во-вторых,  - Соционика оказалась чрезвычайно практически ориентированным направлением. Чёткая структура, конкретные рекомендации, широкий спектр применения в работе с личностью и с группами, возможности прогноза.  Как дополнение к общепризнанным психологическим техникам, Соционика дает существенный прирост, выигрыш во времени, ясности рекомендаций. Мы обнаруживаем, что мощный аналитический потенциал, заложенный К. Г. Юнгом, позволяет более точно планировать эксперименты в самой психологии, показывает пробелы некоторых теоретических схем, направляет научный поиск.

В-третьих, - Соционика создавалась не психологами. В этом и сила и слабость Соционики. Сила в том, что она оказалась близкой и понятной обычным людям; у них появилась возможность без специального психологического образования освоить достаточно серьезную психологическую технологию. Технологию, которая позволяет разбираться в себе, в своих отношениях с другими. Слабость  - кажущаяся легкость теоретизирования в Соционике. В этом главная ахиллесова пята Соционики. Разработкой теории пытаются заниматься те, кто является специалистом в технике и математике, экономике и биологии, философии и т.д., но практически не знаком с психологией. Это приводит к тому, что в теорию Соционики необоснованно привносятся механистические модели, которые хороши при создании технических устройств, но никак не подходят для описания и исследования человеческой психики. Также в Соционике существует серьезная терминологическая путаница, когда для объяснения психологических явлений необоснованно заимствуются категории из технических наук, или же психологические понятия используются в каком-то новом, неестественном значении. Именно из-за этого Соционика так активно отторгается официальной психологической наукой. Но здесь ничего не поделаешь, так сложилось исторически. Соционика заполнила тот вакуум практической психологии, который был, чуть ли ни торричеллиевой пустотой до 1990 года.

Сейчас, когда психологическим сообществом России уже освоены практически все современные методы и теории, когда расширяется сфера психологических услуг и растет спрос на реальные знания в этой области, Соционика получает шанс занять свое место в когорте хорошо отработанных, научно обоснованных психологических методов. Именно поэтому одна из главных задач, которую мы поставили для себя, - разработка психологической составляющей Соционики, что будет способствовать возвращению Соционики в русло академической науки.

Мы считаем необходимым рассмотрение следующих вопросов и приглашаем Вас к творческой дискуссии.

Теория

Мы рассматриваем Соционику  как часть психологического знания, но не как отдельную науку.  В связи с этим предлагаем при развитии Соционики максимально оставаться в рамках «категориального аппарата» психологии. Являясь представителями психологии мы взяли на себя обязанность выделить только то содержание, которое не противоречит базовым законам функционирования психики и согласуется с принципами построения психологии как науки.

Круг вопросов, который, с нашей точки зрения, требует освещения на страницах сайта:

  • Теория Юнга, как базовая основа Соционики.
  • Почему понятие информационного метаболизма не может лежать в основе типологии личности.
  • Психологическая природа функций. Роль и назначение каждой функции во взаимодействии человека с миром.
  • Структура типа и взаимодействие функций.
  • Идеи Юнга об индивидуации, движении к Самости.
  • Развитие личности, использование ресурсов психологического типа для личностного роста и развития.
  • Возможности и ограничения Соционики.
Метод

Одной из самых острых задач в Соционике является создание метода диагностики психологического типа личности. На наш взгляд этот метод должен строго соответствовать требованиям, которые предъявляются к любым диагностическим процедурам в психологии.

Вопросы в этом разделе:  

  • Метод функциональных проб как основа диагностики психологического типа человека. Его возможности и ограничения.
  • Прототип, как когнитивная схема, позволяющая формировать навык диагностики психологического типа.
  • Неадекватность интервью для диагностики психологического типа человека.
  • Проблема использования описаний для диагностики психологического типа.
  • Проблема использования опросников для диагностики психологического типа.
Обучение

В этом разделе мы хотим рассмотреть процесс обучения соционической типологии и диагностике психологического типа.

  • Содержание и принципы построения Соционического тренинга, как активного метода обучения.
  • Цели диагностики и проблемы, возникающие при  определении психологического типа.
  • Обучение на основе формирования прототипа восприятия.
Практическое применение

Любой метод имеет свои возможности и ограничения. В этом разделе мы обсудим: где и каким образом использование Соционики адекватно, а где существуют серьезные ограничения.

  • Соционика в отборе и расстановке персонала.
  • Соционика как средство формирования команды.
  • Профориентационное консультирование на основе Соционики.
  • Тренинг личностного роста на основе Соционики.
  • Детско- родительские отношения и Соционика.
  • Использование Соционики как практической технологии в группе профессий человек-человек.
  • Ограничения в использовании интертипных отношений.

Мы хотели бы найти единомышленников, прежде всего, среди профессиональных психологов, которые занимаются Соционикой и видят, как и мы, серьезный потенциал в этом направлении.

Пусть не обижаются все, кто искренне верит в возможности Соционики, но разрабатывает её теорию в отрыве от психологической науки. Вряд ли мы готовы разместить Ваши статьи и разработки на сайте. Психологов  - приглашаем к активному сотрудничеству. Если у Вас есть интерес к какой-либо из заявленных тем,  присылайте ваши наблюдения, статьи, результаты экспериментов, исследований. Мы готовы их разместить на сайте, как отдельные статьи или как «реплики» по теме в научной части форума.

Теория Метод Обучение Практическое применение
Назад
Hosted by uCoz